ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В МУЗЕЕ

 
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В МУЗЕЕ 25.01.2017

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В МУЗЕЕ

25 января, в день памяти святой мученицы Татианы (III в.), в Игринском краеведческом музее отметили «Татьянин день». Мероприятие прошло в рамках ежемесячных встреч «Ассоциации православных педагогов Игринского района».
После небольшой экскурсии по экспозициям музея программа празднования Татьянина Дня открылась показом презентации «Житие мученицы Татианы» (представила директор Игринского РДДТ Ускова Елена Алексеевна), с дополнениями о наиболее известных Татьянах в истории Отчизны и малой родины (вел. кн. страстотерпица Татьяна Романова, Герой Советского Союза Татьяна Барамзина, Татьяны Игринского района и др.).
Большой отклик собравшихся и, прежде всего, Татьян из Игринских СОШ №№ 2,3,4,5, Игринского РДДТ, ЦРБ (больница) вызвали выступления докладчиков по теме «Значение Пушкинской Татьяны для русской культуры» (руководитель ассоциации педагог СОШ №3 Злобина Любовь Афанасьевна). Апогеем «татьянинской пушкиниады» вечера стало выразительное прочтение «Письма Татьяны к Онегину» заместителем директора по УВР Игринского РДД Трониной Татьяной Рудольфовной (которая и без того, с ее слов,  в этот день прочитала его по памяти наизусть свои коллегам).
Безусловно, не осталась без внимания и празднование Татьянина дня как главного праздника всех студентов. Собравшиеся сделали экскурс в историю студенческого торжества также сквозь призму русской литературы (Гиляровский, Чехов, Толстой, Амфитеатров, Шмелёв, Дорошевич), и … задумались. От  чего же пьянство и разгул и по сей день остаются неотъемлемой частью студенческого Праздника (как в целом и любого «корпоративного»)?  
Для ответа на этот вопрос пришлось вникнуть в смысл праздников как  явлений культуры и понять их зависимость от духовного состояния человека. Именно внимание на духоносности (рутина дела - учителям!) возвращает высоту и глубину праздникам, привносит значительность в мир («Радость — это серьезное дело на небесах», К.Льюис), настраивает на праздничное отношение к жизни.  «Человек праздничный как православный феномен, - говорилось на мероприятии, - именно сегодня необходим. Да, нас отучили от церковного праздничного мироощущения, от подлинного ритма бытия, но начало научения подлинной радости  - в подражании тем святым, чьи имена мы носим, кто является покровителем наших дел».
На земле   нет радости без скорби, нет счастья без бед, а  в Церкви вся жизнь христиан — даже в самые тяжелые дни гонений — неизменно воспринималась как единое и нескончаемое торжество, как один большой праздник. Пребывая в заключении и даже идя на казнь, мученица Татиана, как и другие христианские мученики,  твердо помнили завет апостола Павла: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе”(1 Послание к Фессалоникийцам 5:16-18). Такое чувство неизбывной радости основывалось на твердом убеждении, что внешние обстоятельства имеют над христианином лишь кажущуюся власть. В древнем раннехристианском апологетическом тексте, эта идея выражена так: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями… Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни… Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные… Они любят всех, но всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются,… злословят, и они благословляют,… они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь». Фундамент такого христианского мировосприятия на все последующие века в словах Христа, сказанных апостолам перед Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28:20). Бог неотступно пребывает рядом с человеком — вот основание каждодневного праздничного настроя, превращающего даже будни в непрекращающееся торжество.
Примером такой «лаборатории» превращения будней в подлинное торжество является деятельность студенческой общины имени святой мученицы Татианы г. Ижевска. О ней рассказал научный сотрудник музея Миронов П.А., сам принимавший небольшое участие в ее деятельности. Особое внимание присутствующих учителей было уделено актуальности знакомства сегодняшних выпускников своих школ, будущих студентов ижевских вузов с разносторонней деятельностью этой студенческой православной общины. Были показаны видео-презентации как о самих татианинцах, так и  об их «детище» -  молодежном православном театре «Странник». Сами же старшеклассники скоро получат возможность пообщаться с татианинцами в Игре – долгожданный приезд театра «Странник» с концертной программой вполне возможен в феврале-марте этого года.
Под занавес встречи ее участники вспомнили происхождение и смысл такого полюбившегося русским народом древнего жанра церковно-гимнографической поэзии как акафист. Акафист являет собой гимн духовной радости, торжества. Он воспевает духовную победу, одержанную с благодатной помощью Божией над злом и суетой мира. В основе акафиста как жанра духовной поэзии лежит РАДОСТЬ. На вечере был рассмотрен ряд светоносных радостотворных моментов из акафиста мученице Татиане.  «Ты бо, облечен¬ная светом, взошла еси в горнило страданий, и бысть радостны раны твоя смертныя», «Радуйся, за своих мучителей молившаяся; Радуйся, светом Христовым озарившая воини. Радуйся, приведшая их в воинство небесное; Радуйся, осьм воинов страданием за Христа венчав¬шая», «Радуйся, Христу сораспятая добльственне;… Радуйся, тело твое источи благоухание неба; Радуйся, урезанными сосцы вскормившая сонмы мученик за Христа», «Радуйся, зверей в агнцев претворяющая; Радуйся, молитвою их умягчающая», «Радуйся, носительнице света благодатнаго; Радуйся, солнце лежащих во зле», «Радуйся, ты бо нас светом озаряеши; Радуйся, ты бо нас к блаженству ведеши… «Поюще твое усечение мечное, восхваляем отшествие твое в вожделенное отечество… Радуйся, не лишившая нас радости твоея; Радуйся, наши сердца зажигающая Божественным огнем. Радуйся, идолов наших попирающая; Радуйся, начертавшая нам славу Христа. Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано».
Мероприятие закончилось раздачей Татьянам и всем присутствующим интересных номеров журнала духовно-нравственной культуры [pokrov.magazine|«Покров»]. Также состоялся обмен  редких книг между участниками ассоциации:  «Хрестоматия по истории педагогики», «Педагогика чистого сердца»,  «Воспитание добродетелей», «Открытый урок» и др.
После тематической части вечера собравшиеся продолжили неформальное общение за чашкой чая: поделились впечатлениями и планами на будущее, главные из которых  - объединять усилия, показывать поддержку друг другу в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и духовном становлении самих учителей, определяемые преемственностью православной педагогики.

Возврат к списку